Воскресенье, 20.07.2025, 16:27
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Октябрь » 18 » Центр развития личности
04:30

Центр развития личности





Психологический тренинг частично включает в себя такие формы практической деятельности психолога, как психологическая диагностика, обучение, развитие, социаль­но-психологическая работа с коллективами, а также психокоррекция и психотерапия в их психологических контекстах.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА

В психологическом тренинге наглядно проявляются внутригрупповые социально-психологические феномены, особенности взаи­моотношений между членами коллектива, а также способности людей действовать определенным образом в моделируемых ситуа­циях. Это позволяет использовать отдельные модули психологиче­ского тренинга в диагностических целях, что является хорошим дополнением классической (опросниковой) психодиагностики. Ситуационная диагностика основана на предоставлении испытуе­мому возможности проявить свои качества и способности в реаль­ных действиях, соответствующих требованиям профессии или долж­ности. Нередко она предоставляет более достоверную информацию по сравнению с данными, полученными с помощью метода опроса, зачастую подверженными сильному искажающему влиянию неаде­кватного представления человека о себе.

Идея диагностической ценности практического действия не нова и активно применяется в США как ситуационное тестирование. В различных ассессмент-центрах, впервые созданных в Германии в годы Первой мировой войны и в дальнейшем широко распростра­нившихся в других странах, задачи отбора персонала организаций, подбора кандидатов на повышение, а также более детального озна­комления самих претендентов с требованиями деятельности в дан­ной должности решаются преимущественно методами группового моделирования профессиональных ситуаций. Ведущее положение в решении этих задач занимают методы моделирования профессио­нальной среды, осуществляемые в группах. Объективность оценки повышается за счет привлечения к оценочным процедурам групп экспертов.

В психологическом обеспечении профессиональной деятельно­сти психологический тренинг и его отдельные модули могут исполь­зоваться в следующих целях:

Диагностика лидерских, управленческих, коммуникативных и других профессионально значимых качеств в процессе отбора специалистов на соответствующие должности.

Диагностика социально-психологических характеристик коллективов и особенностей взаимоотношений сотрудников в организации, выделение микрогрупп и их лидеров в профес­сиональных коллективах и т. п.

Диагностика уровня развития профессионально значимых качеств специалистов, их социальных и профессиональных установок.

Грамотное использование тренинга или его элементов при отбо­ре и оценке профессионально-психологических качеств кандидатов на определенную должность предполагает наличие нормативных представлений об особенностях, необходимых данному специали­сту для эффективной работы, возможностей и средств моделирова­ния среды, отражающей специфику профессиональной деятельно­сти, а также процедур фиксирования результатов деятельности кандидатов в моделируемых ситуациях.

Для диагностики социально-психологического климата и взаи­моотношений в коллективе обычно используются ролевые и дело­вые игры, групповые дискуссии и упражнения, способствующие проявлению социальных связей и взаимоотношений между члена­ми коллектива. При этом важным условием успешности проведения тренинговых диагностических процедур и достоверности получен­ных с их помощью результатов является участие всех членов кол­лектива, в том числе руководителя. Диагностика уровня развития профессионально значимых качеств, социальных и профессио­нальных установок специалистов обычно осуществляется в про­цессе ролевых и деловых игр, а также в ходе выполнения ими спе­циальных профессионально ориентированных психогимнастических упражнений. В этом случае, как и при отборе, необходима точность моделирования профессиональной ситуации и отработанность про­цедуры фиксирования результатов деятельности.

Следует особо отметить важный аспект использования тренинга в целях диагностики. Участники тренинга должны предупреждать­ся о его диагностических целях и о степени конфиденциальности результатов диагностики. В ином случае будут нарушены важные этические принципы психологического тренинга, необходимые для формирования доверительных отношений в группе и создания ат­мосферы, способствующей самораскрытию участников.

ОБУЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА

Базовой целью обучения традиционно считают формирование знаний, умений и навыков, осуществляющееся в процессе реального практического действия. Практическую деятельность в моделируе­мых ситуациях называют тренировкой (англ. training). Некоторые формы психологического тренинга (в частности, социально-пси­хологический тренинг) относят к методам активного социально-психологического обучения.

Наиболее ценным в тренинговой работе является не столько когнитивный компонент, сколько опыт, который является важным и необходимым для формирования умений и образования навыков. Как отмечает С. И. Макшанов, именно возможность работы непо­средственно с опытом позволяет использовать психологический тренинг в качестве важного элемента профессиональной подготов­ки. Тренинг помогает «преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обуче­ния, и может выступать в качестве мостика между, безусловно, необходимыми, но тем не менее "перцептивно пустыми" теорети­ческими знаниями, с одной стороны, и практикой с другой». В традиционных формах профессиональной подготовки вначале специалист получает информацию, и только через неопределенное время — возможность ее использования. Только тогда происходит реальная оценка субъектом применимости полученного знания и закрепление того, что еще от них осталось. В тренинге, напротив, создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и актуальной деятельности.

Обучающий тренинг обращается не столько к личности участ­ников, сколько к поведению через систему умений и навыков. Зна­чительная часть времени в нем отводится ознакомлению участников с психологическими знаниями, на основе которых вырабатывают­ся необходимые умения и навыки.

Источник: Евтихов О.В. «Тренинг лидерства»

Просмотров: 361 | Добавил: milizabey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Октябрь 2012  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025Сделать бесплатный сайт с uCoz