Воскресенье, 20.07.2025, 16:22
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Октябрь » 21 » Психологическая служба
01:52

Психологическая служба





Цель работы: Содействие обеспечению психического и личностного развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями.

Задачи:

  • Содействие в организации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации при переходе на новую ступень обучения
  • Работа с детьми «Группы риска»
  • Профессиональная ориентация учащихся;
  • Психологическое сопровождение профильного обучения и предфпрофильной подготовки;
  • Психологическое сопровождение итоговой аттестации;
  • Формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.

Основные направления деятельности :

  • Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников потребности в психологических знаниях.
  • Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении периода обучения, определение индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном обучении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
  • Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов, учителей-предметников и других специалистов.
  • Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы

Цели психологической службы

• Обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.

• Достижение наиболее высокого уровня психологического здоровья учащихся, основу которого составляет нормальное функционирование личности ребенка: познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной и др. сфер.

• Психологическая поддержка становления ребенка, а также личностного роста и индивидуального развития учащихся, учителей и администрации лицея.

Содержание:

1.Психологическое просвещение - приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.

2. Психопрофилактика - психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.

3. Психоконсультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.

4. Психодиагностика - проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.

5. Психокоррекция - устранение отклонений. Основная идея психологической службы - идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.

Задачи работы:

• Развитие индивидуальных особенностей детей, их способностей и интересов.

• Содействие для создания наиболее благоприятного оптимального климата в классе, семье, школе.

• Организация наиболее продуктивного общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

• Организация работы с детьми каждого возраста для оптимального развития ребенка в целом.

• Оказание психологической помощи и поддержки детям, родителям, учителям и администрации школы.

• Побуждение желания у учащихся взаимодействовать с психологом и социальным педагогом с целью снятия тревожности, повышения чувства уверенности в себе, а также стабилизации позитивной самооценки.

• Работа по реализации программы по единой методической теме: «Личностное ориентирование развитие познавательных возможностей и творческих способностей учащихся в условиях сельской школы» .

Психолого – педагогическая служба по управлению качеством образования

В словаре русского языка мы читаем: сопровождать значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть сопровождение ребенка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть-чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером. Взрослый так же не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках оказывается тот, кто способен обеспечить процесс выбора, сделать его более осознанным – это большая удача. И именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психолого-педагогической практики. Вот такое психолого-педагогическое толкование дает М. Битянова сопровождению.

Сам факт существования взрослого человека рядом с ребенком (будь то учитель, родитель, воспитатель или просто хороший знакомый) подразумевает, что этот взрослый не равнодушен к ребенку, что он желает ребенку добра и расцвета, а также – что он готов по отношению к ребенку всячески со-действовать, со-участвовать, со-чувствовать, со-переживать, со-осознавать, со-творять, иметь с этим ребенком какие-то общие события иными словами, приставка со- у такого взрослого означает, что он живет с ребенком сообща, делит с ним то, что имеет, и с готовностью добавляет что-то свое к тому что делает, чувствует, создает или творит ребенок.

Итак, сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-педагогических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Соответственно в нашей школе в рамках сопровождения разработаны и внедрены определенные мероприятия формы и методы работы, которые рассматриваются как условия для успешного обучения и развития школьника.

Пронаблюдаем психо-педагогическое сопровождение учащихся 11б класса с начала перехода из начальной школы в среднюю, какие же цели и задачи были поставлены и как они решались. Начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются в рамках учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.

Многие трудности, переживаемые учениками в этот период похожи в любой школе:

  • очень много новых учителей;
  • непривычное расписание;
  • кабинетная система, новое здание;
  • новый классный руководитель.

В каждом классе есть дети, которые быстро и свободно вписываются в школьную жизнь, умело выполняют все требования, нормы, но многие подвержены дезадаптации.

У таких детей явно выражены:

  • неуверенность в себе;
  • испытание трудности в общении со сверстниками и учителями;
  • тревожность;
  • трудности в учебе.

Как оказать реальную профилактическую помощь и психологическую поддержку этим детям. Наблюдая из года в год, за адаптацией пятиклассников изучая тревожность и школьную мотивацию и анализируя результаты наблюдений можно увидеть, что показатели общей тревожности в школе в начале обучения в 5-ом классе повышены. Для изучения видов и уровней тревожности мы использовали «тест школьной тревожности Филлипса». Степень выраженности данных видов тревожности связано с отношениями родителей, учителей к результатам учебной деятельности и поведению ученика. По этому составляя коррекционную программу по итогам и анализам этого теста значительное место уделяется формированию навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а так же работе с негативными эмоциональными состояниями.

Сопровождая изучая, исследуя можно отметить что наибольшую нагруженность проблемами имеют подростки 12-13 лет. Так как подростковый возраст является еще одним очень важным периодом в жизни школьника. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте? Прежде всего:

  • за то чтобы перестать быть ребенком;
  • за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;
  • за утверждение среди сверстников;
  • против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.

Вот здесь мы взрослые должны прислушаться к подростку, его желаниям, потребностям, фиксируя его достижения и возникающие трудности, помочь ребенку найти компромисс души и тела. К 16-ти годам проблемная нагруженность ослабевает, снижается и тревожность, исключение составляет лишь область будущего. В каждом возрасте есть те области проблем, которые наиболее актуальны для конкретной возрастной группы.

Основным новообразованием в старшем школьном возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Для благополучного развития личности старшекласснику необходимо не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей, уметь планировать будущее, принимать жизненно важные решения.

С целью создания благоприятных условий для профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников нами была разработана программа по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников. Психолого-педагогическое сопровождение начинается в 8 классе, его можно назвать подготовительным этапом, но основные задачи решаются в 9 классе. Основная задача, которая стоит перед учащимися 9 классов, - принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство девятиклассников принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить. Выпускнику неполной средней школы бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который учитывает индивидуальность каждого ученика.

За основу сопровождения учащихся 8-9 классов использована программа «Я в мире профессий» (тренинг для подростков).

Цели и задачи программы:

  • формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути;
  • изучение личностных особенностей, интересов, склонностей;
  • дать подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях ;
  • дать подробную информацию о правилах выбора профессий.

На этих тренинговых занятиях учащиеся знакомятся с такими понятиями как «профессиональная пригодность», «способности», «познавательные процессы». И конечно большая роль отводится изучению собственных индивидуальных способностей. По итогам занятий проводится психологическое просвещение родителей, педагогов об актуальных проблемах учащихся 9 классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам. Все результаты исследования заносятся в Портфолио (или в «Индивидуальную профкарту») учащегося и выдаются на совместном родительском собрании. Такая форма изучения результатов исследования является более приемлемой и плодотворной.

Какие же результаты дало психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9б класса 2005-2006 учебного года (уч-ся те же):

Из 17 учащихся 11 учащихся поступили в СУЗы, что составило 64,7%, 4 ученика обучаются в профильном физико-математическом классе, 2 ученика продолжают учиться по общеобразовательной программе. Ежегодно изучая различные технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся и внедряя их в своей школе мы добиваемся неплохих результатов: • повышается качество успеваемости в школе; • повышается процент поступаемости учащихся в СУЗы и ВУЗы. Психолого-педагогическое сопровождение профильных и предпрофильных классов в школы с. Целинное. Большую роль в реализации профильного и предпрофильного обучения должна играть и психологическая служба школы. Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение в, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители. Предпрофильная и профильная подготовка – это по сути, хорошо знакомая школьным психологам профорентационная работа в различных формах – в виде уроков, экскурсий, факультативных занятий, индивидуальных и групповых профконсультаций, тренингов. Разница заключается в том, что школьная профориентация, компонентами которой, как известно, профессиональное информирование и профессиональное консультирование, не требовала от старшеклассников профессионального выбора в стенах школы, откладывала его на неопределенное время.

Профильное обучение «подталкивает « учащихся к этому выбору уже в школе. В этих условиях возрастают требования к качеству профессиональной работы. Повышается и ответственность взрослых , проводящих отбор в профильные классы. Поэтому предпрофильная подготовка должна начинаться на год – два до проведения отбора в профильные классы. Исходя из этого возникает вопрос – каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной профессиональных качеств.

Психологическая служба нашей школы пользуясь различной литературой и изучая опыт работы других школ по профильной и предпрофильной подготовки учащихся разработала свою программу по сопровождению учащихся в профильных и предпрофильных классах. Данная программа поможет учащимся в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения

Цель программы: – разработать пути и средства, создать психолого - педагогические условия для изучения индивидуальных и профессиональных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Всестороннее изучение индивидуальных и личностных качеств подростков влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути
  • Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;
  • Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
  • Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.

ППС профильных и предпрофильных классов делится на три сопровождающих цикла: - подготовительный цикл (9 класс) - адаптационный (10 класс) - заключительный (11 класс). Психолого-педагогическое сопровождение 8-9 классов (подготовительный цикл). Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9 классов, – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), какой выбрать профиль и т. п. Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.

Цель работы психолога в 9 классах: - помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.

Задачи: определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9 класс; психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9 классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.

Определение уровня профессиональной готовности осуществляется нами с помощью нескольких методик:

1этап. Диагностика интересов и склонностей. Для диагностики используются:

  • Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши /модификация Г.В. Резапкиной/.
  • -Методика «Профиль» /модификация «Карты интересов.»

2этап. Диагностика особенности мышления. Для этого используются следующие методики:

  • Тест интеллектуального потенциала /П. Ржичан/
  • Опросник типа мышления /сокращенный вариант/
  • Тест Равена

3 этап. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций:

-Тест умственного развития /ШТУР/

По результатам диагностики трех методик, можно определить профиль обучения./Г.В.Резапкина «Отбор в профильные классы» стр.90-91./ Результаты исследования заносятся психологом в Портфолио / Личная карта достижений.см Приложении1/ или “Индивидуальную профкарту” учащегося (см. Приложение2) и выдаются на совместном с девятиклассниками родительском собрании.

Знакомство родителей, педагогов и учащихся с результатами исследования Родители и учащиеся совместно анализируют собственные полученные результаты. Им предлагается самим сделать выводы об уровне готовности ребят к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка есть определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справиться, то предлагается обратиться за помощью к специалистам педагогам, психологу и т. д. Такая форма представления результатов исследования, по нашему мнению, является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка. Педагогам результаты исследования представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.

Следующим этапом работы является консультативная и развивающая деятельность с помощью элективного курса “Слагаемые выбора профиля и направлений дальнейшего образования”. Психологом проводятся элективные курсы: «Психология самоопределения» /см. Приложение3/

Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10 классе.

Психолого-педагогическое сопровождение 10 классов (профильный цикл).

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации, признанное учесть интересы, склонности и способности учащихся и создать условия для обучения старшеклассников в соответствии их профессиональными интересами и намерениями благодаря особой структуре, содержанию и организации образовательного процесса. Профессиональное обучение требует реализации личностно –ориентационного подхода в учебном процессе, при котором каждый старшеклассник может «выстроить индивидуальную образовательную траекторию», или, как говорили раньше «личный профессиональный план».

Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

Основная цель работы психолога в 10 классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения. Задачи: 1) совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года; 2) отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление на симптомы дезадаптации; 3) психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников. Психологом проводятся уроки психологии «Трудно быть собой». Целью этих уроков является – научить оценивать успешность своих действий. /Газета "Школьный психолог",№43, ноябрь 2003г./

Учителями предметниками проводятся элективные курсы. Элективные курсы, входящие в состав профиля на старшей ступени школы, выполняют две функции. Одни из них могут дополнить изучение основных профильных предметов на заданном профильном уровне. Другие элективные курсы служат для внутри профильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Психолого-педагогическое сопровождение 11 классов (заключительный цикл). К моменту окончания школы ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Основной целью психолога при работе с 11 классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности. Задачи: 1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности; 2) проведение развивающей работы с учащимися; 3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.

Необходимым этапом сопровождения является работа по развивающей программе“Новая жизнь”.

Цель программы: – помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении Программа состоит из 6 занятий:

  • “Моя линия жизни”. Занятие направлено на развитие временной перспективы.
  • “На пути к цели” - здесь отрабатываются навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей.
  • “У меня все получится”. На занятии формируются приемы уверенного поведения.
  • “Нет проблем!” - дальнейшая отработка приемов уверенного поведения.
  • “Поговорим о жизненных ценностях”. Основная цель занятия – осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей.
  • “Пожелай мне доброго пути”. Главная цель здесь – получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
  • Этап рефлексии.

В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе.

Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения - создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни- деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Просмотров: 593 | Добавил: milizabey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Октябрь 2012  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025Сделать бесплатный сайт с uCoz